Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружки и секции. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе. Работа секций и кружков создает условия для эмоционально-психологической нагрузки, влияет на развитие ума, воспитание характера, воли, пробуждает интерес к самовыражению, благотворно влияет на психику. Регулярная смена характера деятельности школьников способствует развитию их физических и творческих способностей. Занятия в кружках наиболее плодотворны для раскрытия, формирования и развития индивидуальных способностей человека. В процессе таких занятий школьники получают удовлетворение своих духовных потребностей. Непринуждённая обстановка формирует в детях коммуникабельность, чувство собственного достоинства и уважение к сверстникам и учителям.
Секции и кружки
В настоящее время одна из важнейших задач – обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, поэтому подготовка детей к действиям в экстремальных условиях – важнейшая составляющая воспитания и социализации обучающихся. Программа направлена на информированность обучающихся в области чрезвычайных ситуаций. Занятия помогут выработать у них психологическую устойчивость к чрезвычайным ситуациям, а также бережное отношение к себе и окружающей среде. Социально-педагогическая направленность программы ориентирована на воспитание гражданина «безопасного» типа, знающего основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющего применить эти знания на практике. Занятия по данному курсу состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, организованная в форме практико-ориентированных, тренировочных занятий.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Обучение игре в шахматы открывает дорогу к творчеству.
Работа кружка "Станем волшебниками" развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. На занятиях дети знакомятся с основами декоративно-прикладного творчества, приемами работы в различных материалах и техниках: работой с природными материалами, пластилинографией, бумагопластикой, шитьем. В ходе освоения курса дети выполняют задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ.
Почти каждый день мы слышим из средств массовой информации, видим на экранах телевизоров и мониторов сообщения и сюжеты о катастрофах, авариях, бедствиях и других трагедиях. И подрастающее поколение должно быть готово к таким ситуациям, к активным действия в них, ведь профессиональная помощь не всегда может прибыть вовремя, а каждая выигранная секунда зачастую означает спасенную жизнь. Содержание программного материала предусматривает ознакомление с вопросами личной и коллективной безопасности, развитие их заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций. На занятиях вырабатываются такие необходимые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, быстрая реакция. Занятия по данной программе одновременно с получением дополнительного образования решают проблему организованного досуга.
Изобразительное искусство оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведений искусства. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством при общении детей к изучению народных традиций родной страны. В процессе работы учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, о красоте природы и человеческих чувств. Программа направлена на создание системы введения обучающихся в художественную культуру и включает в себя изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных, конструктивных, различных видов декоративно-прикладного искусства, постижение роли художника в синтетических искусствах.